"Оберманекен" – стратосферные парни.
Короли неодендизма: Анжей Захарищев фон Брауш и Евгений Калачев.
Ядро легендарной группы "Оберманекен" обозначили границы своего мерцающего королевства около
10 лет назад. С тех пор оно находится под пристальным вниманием эстетствующей молодежи , политических
технологов,
элиты бизнеса. Музыка не для всех постепенно расширяет зоны своего взаимодействия с реальностью , и
"Оберманекен" незаметно из авангарда превращается в классику, не теряя новизны и свежести.
На заре своей деятельности Анжей и Женя создали Театр-Театр, нетипичную театральную формацию , которая
должна была служить защитной оболочкой для группы.
И пригласили к совместной работе одного из самых экставагантных тогда режиссеров Б.Ю. Платцдармом был
выбран особняк инженера Чаева на Каменном острове Петербурга с бронзовыми скульптурами, розарием, частным
пляжем и зимним садом. Идеальное место для становления эстетики “Оберманекен”. Затем они перебрались
в Москву в театр Анатолия Васильева , где продолжали пестовать свою оранжерейность. Анжей, как идеолог,
провозгласил движение новой эротики, и как следствие, нашумевший перфоманс женщины-торт, попавшей даже
на страницы журнала “TIME” акция оргии Борджии и снятой по их мотиву на Центрнаучфильме лента “О! Маркиза
Де Сад” и венец творения – альбом "Прикосновение нервного меха", служивший манифестом новой
эротики с такими хитами, как “Девочка-подросток”, “Космический гость” , “Город Солнца”, “Подземка”,
попавшие во все возможные и невозможные независимые чарты. Кассеты с альбомом докатились до границ с
Китаем.
Фирма “Мелодия” предложила выпустить пластинку ( со стандартным гонораром 300 рублей) и музыканты ответили
вежливым отказом. В это время “Оберманекен” сотрудничает с ведущими модельерами , фотографами и музыкантами
Москвы.
“Оберманекен” входит в тройку групп, определяющих нововолновое лицо русского рока, наряду с “Аквариумом”
, “Кино”, явно обгоняя последних по градусу романтизма. Известно , что музыканты “Аквариума” ставили
Б.Г. песню Анжея “Ночной портье”, как пример ( что для послужило одним из поводов к роспуску “Аквариума”).
После первого турне в Западный Берлин , где “Оберманекен” выступали в зале “Метрополь” вместе с Ником
Кейвом и Бьерк, и стали лауреатами музыкального фестиваля, появилась идея посетить Нью-Йорк , куда и
отправились Анжей и Женя , заручившись контрактом на запись фонограммы сантрека к фильму для канала
PBS. И задержались там вместо предполагаемых полгода почти на десять лет , не теряя время даром “Оберманекен”
сделали своим оплотом культовый клуб ист-вилладжа “CBGB” – колыбель новой волны в Америке. Там создавались
и играли “Блонди” , “Толкинг Хэдс”, “Вельвет андерграунд” и др. Сейчас это место оккупировал более современная
музыка и “Оберманекен” играли концерты с “Перл Джем” , “Нирваной”, Генри Роллинзом. Хозяин клуба Билли
Кристал подружился с Анжеем и Женей , и рассказывал массу забавных историй . Например , показывал место
под стойкой бара, где почти сутки провалялся , хватив лишнего после концерта Сит Вишес (“Секс Пистолс”),
о том , как он помог Девиду Бирну ( “Толкинг Хэдс”), сдав ему почти забесплатно чердак над клубом, где
могли жить и репетировать будущие звезды. Таким образом, “Оберманекен” попали в гарнило актуальной музыки,
что называется в нужную тусовку. И , как участники юбилейного , к 25-ти летию клуба концерта, отмечавшегося
почти всей Америкой на разворот “Роллинг Стоунс” в самой теплой компании вышеназванных плюс “Полис”,
“Ганз энд Розес” . Через год “Оберманекен” выпустили пластинку “Полшестого утра” в Нью-Йорке , записанную
на студии Сюзанны Веги , которую критики назвали лучшим неанглоязычным дебютом 1995 года. Барабанщиками
у них в это время играют попеременно Тони Кэмбел из известной джаз-роковой группы “Манхеттен трансфер”,
Олег Бутман и проходящий стажировку у Тони барабанщик Депеш Мод . Затем, съездив в Берлин, на постановку
“Горя от ума” ( реж. Юрий Любимов , А.Шмидт ) в качестве композиторов и актеров “Оберманекен” решает
, что пора возвращаться в Россию. И прибыв в 1997 году на 850-летие Москвы играют в рок-марафоне на
Красной площади ( с “Чайф” и “Ва банк”), на фестивале “Дружба, дружба” ( с “Центр” и “Звуки МУ” , в
Петербурге в “Юбилейном” , на рок-фестивале ДДТ. В 1998 году выходит их альбом “Нега и роскошь” – образец
неодендизма.
1999 год. – запись в Москве и Нью-Йорке новой пластинки .
2000 год – выход альбома “Магнетизм”, восторженно встреченный музыкальными критиками и поклонниками.
Журнал “ОМ” – пять звездочек ( как на коньяке) …в первую очередь эта поэзия – лучшая из когда-либо
существующей в рамках нашей поп- или рок- музыки.
“Харперс Базар”- по европейски пижонская и в то же время по животному естесственная музыка “Оберманекен”
– это высокохудожественный фарс и реставрация элитарно-перверсивного декаданса.
“Комсомольская правда” – погружение в атмосферу изысканного порока происходит сразу и безболезненно.Потом,
конечно, хочется еще. Извольте:
“Оберманекен” – это Марк Алмонд с душой Александра Вертинского и кругозором Брайна Ино.
Отечественные музыканты от Евгения Хавтана до Ильи Лагутенко называют
“Магнетизм” одной из своих любимых пластинок.
Летом 2000 года лидер группы “Оберманекен” Анжей Захарищев фон Брауш
отправился в Вестфалию -Северный Рейн , на родину романтики и родину своих предков. После осмотра фамильных
земель и замков , права на которые сейчас восставнавливаются ( прадед Анжея прибыл в Россию возводить
Петербург, и эта ветвь осела в России.) посетил Дюссельдорф – мекку современной электронной музыки ,
где встретился с музыкантами Крафтверк
и их последователями, и с ними вместе записал несколько композиций для будующего альбома “Стратосферные
парни”. Альбом выйдет на лейбле “Абсолют мьюзик” к концу 2000 года. И художественным руководителем проекта
будет Браен Ферри , с которым “Оберманекен” разрабатывает общее направление. Представитель “Абсолют
мьюзик” уже побывал в Англии , где прошли принципиальные переговоры и передал пленки с материалом, которые
очень понравились международному плейбою. Особо он отметил высокий художественный уровень текстов Анжея,
переведенных на английский язык.
В альбом войдут песни “Телефонный пинг-понг” , “Стратосферные парни” (на эту песню уже начинаются
съемки видео в Галерее “Наполеон Бонапарт” ),
“В притонах Таиланда” , “Шанхай” , “Ауфвидерзейн” и др. Анжей заканчивает доработку музыкального и
текстового материала в домашней студии в Подмосковье. Альбом обещает быть нежным и северным , сам Анжей
называет его оранжереей для говорящих орхидей.
Р.S. 22 сентября в дружеском клубе “Край” состоится отчетный концерт
“Оберманекен” “Туманы Вест-Фалии”.
Андрей Сотин.
|