На главную


главная пресса фото гостевая ссылки дискография пишите письма

Официальный сайт московской группы "ОБЕРМАНЕКЕН"
 Содержание: П. Васильева, Е. Кутловская - "Театральная жизнь"

Театральная жизнь 1989/12.

Полина Васильева
Елена Кутловская

Их двое. Женя и Анжей. Анжей Захарищев-Брауш и Женя Калачев. Женю еще зовут Джоном, а вот Анжея Андреем не зовут. Так уж повелось: "Женя-это "это", а Анжей – это "то".

Древнепольский род Захарищевых_брауш поражает всю Европу своими фамильными замками. Дед Евгения Калачева - легендарный комиссар легендарной Чапаевской дивизии: часы от Ленина, маузер от Фрунзе и красные революционные шаровары от Буденного. Еще…Валерий Светов – символ группы: "маленький принц", играющий на маленьких барабанах. И Игорь Кечаев –кинозвезда. Это не имидж. И не роль. Это от рождения. Как в детском стихотворении: "Тряпка-это тряпка, тряпкой вытру стол. Шапка- это шапка, оделся и пошел. А я придумал слово…".

Они придумали больше, чем слово. Они создали ОБЕРМАНЕКЕН.

В романе Г.Носсака "Дело д’Артезе" все держится на интриге между Манекеном и Обером, который, перепутав Манекена с инкогнито, начинает следить за ним. Постепенно Обер становится литератором, так ( и в смысловом и в звуковом отношении) сложился ОБЕРМАНЕКЕН.

Музыка – и не хочется , чтобы были окна. А только стены, мягкие, как пол. Или только то, что обычно – за окном. Или темно и чуть-чуть играющего света. Или светло – как на дачных тропинках, по которым с беззвучным шумом проносятся юные пионеры и пионерки. А потом чья-то рука сжимает апельсиновые дольки и сок брызжет в глаза, смывая одну картину за другой. И вместо дачи – Шанхайский ресторан, а вместо пионеров –Вертинский.

"Запретные сумерки спален". Горячий шоколад предваряет наш неторопливый разговор. "Мы никогда не выезжаем за пределы бульварного кольца. Арбат, Центр - элемент лондонского сити. Он важен нам как ощущение…"

Руины. Подвал васильевского театра на улице Воровского. Подвал как символ привычной неофициальности, авантюрной неизвестности, всего, что лежит за пределами обжитой сознанием системы. Сегодня культурный микромир театра Васильева ( к которому относится не только ОБЕРМАНЕКЕН , но и ОБЕРКРИТИКА)- необычен. Голубое солнце не освещает золотых букв "Школа драматического искусства". Расплывается, искрится и бродит, как пузырьки в шампанском, известное лишь обитателям этих трущоб: "Взрывоопасная школьница". Молчаливая девочка в рваном платье с роскошным телом.

Слог Набокова и Саши Соколова. "Лолита" в "Школе для дураков": усмешка культур девятнадцатого и двадцатого столетий в фокусе русской эмиграции.

Салонный, графский стиль, спектакли для королей… "Мы предложили голландской королеве (а также датской принцессе Чичеллине – первой секс-герл Европы) устроить концерт ОБЕРМАНЕКЕНА". Вежливый обмен улыбками: "Ведутся переговоры".

ОБЕРМАНЕКЕН декларирует себя как "новую аристократию".Светские рауты. Красивые легкие беседы и немного свежего воздуха в Вятском имении бабушки Брауш… Поездки на дачу к чете Троцких и общение там среди фотографий Бухарина, Каутского, чинное чтение "Правды"…Стоимость билета на концерт - 100 руб.

Советская массовая культура порождена идеологией "искусство – в народ".

Западная – коммерцией, где конечная цель – денежный оборот. Перенесенная на нашу почву, коммерция неожиданно становится одним из условий создания элит. До сих пор проблемы элитарности и культурно-творческих элит в советскомобществе не существовало. Между тем Томас Элиот писал, как важно для существования демократии наличие "такого общественного строя, при котором к "сверху донизу" будет непрерывная градация культурных уровней". Ясно, что подлинная демократия вряд ли возможна без подлинной аристократии.

Философия ОБЕРМАНЕКЕНА существует не просто как теория или мировоззрение, а как охрана "зоны", их зоны творчества. Они возводят "Оранжерею для говорящих орхидей". Что таит в себе их "оранжерея"?

Роскошь. Вот живительный сок для эстетики и этики группы.

Время стерло из нашей жизни и , как следствие, из искусства "бриллиантовые" грани бытия. Исчезло ощущение оттенков. Тончайшие переливы каратов глаз массовой культуры уже не улавливает. Утеря "бриллиантов" и вульгаризация понятия "роскошь" привели эстетику к сильному оскудению. Возникает ностальгия культуры. (Культура в классическом греческом – это передача от одного поколения к другому и способность последующих воспринимать предыдущее. Если иметь в виду такое понимание культуры – она была фактически уничтожена системой тоталитаризма.) Группа ностальгирующих создает заново всю область представления о прошлом, но с точки зрения сегодняшнего времени. Наши представления принимают форму игры с прошлым поскольку фантазия больше знаний.

В жизни русской интеллигенции конец прошлого века был переломным, кризисным; культура в целом развивалась под влиянием декаданса. Конец нашего столетия знаменует себя новым кризисом, и ОБЕРМАНЕКЕН, пытаясь воссоздать аристократическую культуру, обращается именно к декадансу. Но печально, что сознание способно возродить лишь накрахмаленный воротничок и ритуал утреннего кофе, "тонкие вина, прозрачные ткани"…Может, в этом трагедия "оранжереи" группы?

В конце 80-х первоэлементы искусства изменили свою природу, возникли новые художественные коды. ОБЕРМАНЕКЕН стремится соединить несоединимое. Эклектика как некий коктейль ориентиров в творчестве: Возрождение, Декаданс, Постмодерн, обложки модных журналов, реклама аэролиний, шикарные мюзик-холлы. Эклектика – один из художественных кодов времени. Ностальгия – его требование.

Не всякая ностальгия существует осознанно, иногда для осознания нужен дополнительный толчок. В жизни группы появляется заказ. Заказ в виде темы: дягилевские сезоны, Вяч.Иванов, М.Кузмин… Современная аранжировка "На заре туманной юности" переносит нас в бунинские "темные аллеи", а "Сент-Луи блюз" в "шанхайском ресторане" перекликается с синкопированным китайским мотивом. Весь этот "коктейль" объединяет изысканность мелодий и изящество вокала.

Терминология "роскошь", "заказ" и т.д. рождается от определенных взаимоотношений, которые характеризуются в зоне ОБЕРМАНЕКЕНА как высоко коммерческие.

Правила светского тона, королевские приемы и ответные визиты. Теперь: ОБЕРКРИТИКА в гостях у ОБЕРМАНЕКЕНА. По традиции дедушки Калачева: советский рис японскими палочками. И фотография на стене: ОБЕРМАНЕКЕН и Мария. Гитара. Вокал. Виолончель.

  • Зачем вам виолончель?

Во взгляде Анжея: гарем Гарун-аль-Рашида.

  • Для Маши.

Светает, Пора уходить.

  • Что такое "высокая коммерция"?
  • 1. Высокая коммерция как искусство. Например, как можно наблюдать за жизнью Рокфеллера…
  • 2. Меценатство Рокфеллера.
  • 3. Деньги не имеют цены в сравнении с шампанским. Наконец.
  • 4. Когда Михаила Барышникова спросили: "Богаты ли вы?", - он ответил: "Если вы имеете в виду, есть ли у меня миллион – то богат".

1+2+3+4: речь шла о понятии дорогого, но не денежного. Эстетика ОБЕРМАНЕКЕНА – аристократический реализм. Турецкий ковер – как турецкий ковер, а не бутафория. Реальность оценки присутствует не как реалия, а как познание реальных вещей утонченным восприятием. Когда апельсин – не просто оранжевый фрукт, а сладко-кислый вкус, и аромат пальцев девочки-подростка, и влажная бархатность кожуры.

Рождается "новая эротика". Ее центр "школа прикосновений" –изнеженное, чувственное восприятие мира глазами двенадцатилетнего мальчика. "Новая эротика" – это те окончания, которыми мы чувствуем эру женственности 21-го века, третьего тысячелетия , у порога которого мы стоим, юного и наивного, как девочка-подросток".

Накопление энергии. Взрыв. Оргия – элемент жизнетворчества ОБЕРМАНЕКЕНА – антитеза брехтовскому отчуждению. Она стирает грань между играющим актером и наблюдающим зрителем.Ее необходимое и достаточное: правила игры, принятые всеми. Актерство каждого – переход в иное качество себя. И тогда "роскошь" становится категорией обладания играющего зрителя.

"Эротический сон в верхних слоях атмосферы: во время песни за музыкантами надувается фаллическая гондола и поднимается в воздух; на одной из ее сторон написано: ОСОАВИАХИМ…Первые пилоты: люди эпохи декаданса, соратники Мережковского, Бенуа, Бакста. ИХ полеты – настоящее произведение искусства, они также завораживали зрителя, как русские сезоны Дягилева в Париже". ( Из литературного сценария "Сады Семирамиды".) В этом сценарии легко заметить сотворчество "субкультур" декаданса и соцарта. Соединение происходит достаточно легко, ведь в арсенале ОБЕРМАНЕКЕНА красные революционные шаровары и фамильные замки.

"Все выше, и выше, и выше" – девиз ОБЕРМАНЕКЕНА. Одетые в летные шлемы "оберманекены" в стиле ОБЕРМАНЕКЕН исполняют свой коронный номер ( и коронный номер спектакля "Наблюдатель" Б.Юхананова):

"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,

Преодолеть пространство и простор…"

"Вертикальный взлет" к высшим слоям атмосферы – направление группы. ОБЕРМАНЕКЕН – это "оберграунд, принципиально отличный от "андерграунда".

"Обер" в переводе с немецкого значит "над". Искусство ОБЕРМАНЕКЕНА – это НАДэротичность И НАДэкзотичность. Постоянный всзгляд сверху: осваиваются высшие слои мира сего. Это очень важно понять, чтобы не отмахнуться от назревающих в культуре тенденций, чтобы не приписывать им "опасного" смысла , как это делаетфирма "Мелодия", обвиняющая ОБЕРМАНЕКЕН в чрезмерной эротике и экзотике. А между тем западно-германское телевидение снимает их, выделяя на неизаестную советскую группу двадцать минут экранного времени… Гастролив Западном Берлине со "Школой драматического искусства". Выступления в зале, принимавшем Ника Кейфа и Иги Попа. Лестное поощрение "Пинк Флойда": эти ребята делают настоящую музыку.

Love in touche

Touche in love. ( Из альбома Дж.Леннона.)

Женя берет у Анжея сигарету, дым легко взлетает вверх. "Я появился в час рождения Вселенной", - вслед за дымом плывет их запись. Прохлада вечера манит к центру Вселенной.

P.S. Они врут, изображая "новых аристокаратов". А мы врем, изображая из них новых аристократов. Это так же очевидно, как то, что в году 365 дней, т.е. 365 раз каждый из нас может умереть. Плюс один запасной – високосный… Так не ходить же в театр один раз в четыре года! А лучше сразу ехать за ОБЕРМАНЕКЕНОМ в Париж. Туда, где их ждет летнее путешествие в честь празднования двухсотлетия Французской революции и выступление с концертом перед зданием Европейского парламента…

С апреля 1989 года группа ОБЕРМАНЕКЕН не входит в состав "Школы драматического искусства" и вместе с труппой Театра создает свою мастерскую.- Ред.

 

 Ссылки:
obermaneken.narod.ru

 



главная пресса фото гостевая ссылки дискография пишите письма

Hosted by uCoz