На главную


главная пресса фото гостевая ссылки дискография пишите письма

Официальный сайт московской группы "ОБЕРМАНЕКЕН"
 Содержание: А. Кушнер "100 магнитоальбомов советского рока"

Оберманекен. Прикосновение нервного меха (1987) сохранить

  • сторона А
  • Девочка-подросток с запахом апельсина
  • В созвездии льва
  • Космический гость
  • Город в солнце
  • сторона В
  • Расслабься
  • Дай мне
  • (Песня Гумберго)
  • Подземка
  • Кода

“Оберманекен” внес в русский рок учащенное дыхание эротики.Долгое время эта заманчивая ниша была свободна- неприкрытая похоть “Экспериментатора” Кинчева, томные интонации Гребенщикова и сексуальный стеб Сили лишь омывали берега столь привлекательной во всех отношениях бухты.Реальными первопроходцами этой Terra Incognita оказались идеологи “Оберманекена” Анжей захарищев-Брауш и Евгений Калачев. Выходцы из аристократических семей ( предки Анжея- немецкие бароны, помогавшие Петру строить Петербург), они установили для себя незыблемые правила проживания внутри этого своеобразного заповедника. Его опознавательными знаками служили реализованные на практике неоверсии оргий Борджиа и совершенно безумные манифесты о девушках-стюардессах, предоставляющих пилотам свои взлетные полосы.

В рок-н-ролл “Оберманекены” попали из театральной среды. В 84-м году они создали ( вместе и режиссером Борисом Юхановым) альтернативный “Театр театров”, спектакли которого вскоре были запрещены властями. Уйдя в теоретическое подполье, Захарищев Брауш и Куалачев продолжали сочинять свои песни. Их демо-альбом “Анжелика” состоял из сыгранных в акустике психоделических шансонов. Слух искушенных ценителей женской красоты радовали постмодернистская пестрота стилей и лирично-экзистенциальные тексты о светтских львицах, взрывоопасных школьницах, дачных велосипедистках и ночных бабочках.

Уже тогда “Оберманекены” научились мастерски пускать выль в глаза , да так, что эта пыль зачастую казалась золотой. В белых плащах, в белых костюмах, с большими зонтами над головой, они бродили дождливыми ночами вдоль берега Нивы в окружении красивых актрис, манекенщиц и несбыточных желаний. В подобной полубогемной- полуграфской атмосфере был сочинен один из первых хитов “Девочка-подросток с запахом апельсина” – романтическая композиция, написанная под влиянием прозы Набокова и попавшая во все мыслимые и немыслимые андеграундные хит-парады.

“Отечественной рок-музыке совершенно явно недоставало утонченных, нежнгых чувств,- говорит Анжей. Из русской культуры нам захотелось внести в рок-н-ролл традиции Набокова и Бунина, а из западной музыки- интонации Дэвида Сильвиана, Брайана Ино и Брайана Ферри”.

Здесь уместно отметить, что “Оберманекен” всегда держался в фарватере моды- альбом Брайана Ферри “Boys and Gerls” только начинал свое триумфальное шествие по миру.

В середине 80-х группа переезжает из Ленинграда в Москву и начинает сотрудничество с театром Анатолия Васильева. “Оберманекены” пишут музыку для спектакля Алексея Шипенко “Наблюдатель”, посвященного истории отечественного рока. В первом отделении Анжей и Женя должны были исполнять композиции “Россиян”, “Аквариума”, “Зоопарка” и “Отряда им.Валерия Чкалова”, а во втором – материализоваться в реальную рок-группу со своим собственным репертуаром.

К тому моменту программа и стиль “Оберманекена” приняли вполне отчетливые очертания. Этот дуэт воспринимал себя исключительно как акустический проект, исполнявший на гитарах камерную салонную музыку с элементами рока. Но вскоре все в доме “Оберманекенов” перевернулость с ног на голову.

Случайно Анжей и Женя попали в студию московского театра “Современник”, в штате которого числился пожарником их друг Борис Раскольников, известный в 90-х годах как создатель артистического клуба "“ретий путь"” Непосредственно в самой студии звукорежиссером трудился замечательный человек Виктор Радзиминский, который по вечерам работал в театре, а по ночам записывал подпольные рок-группы – в частности, “Проходной двор”. Казалось, что в этой жизни он не спал вообще – под глазами у него были большие круги, а кожа светилась. Другими сорвами, это был настоящий святой.

“Радзиминский выглядел лет на триста пятьдесят, - вспоминает Анжей. Судя по его возможностям восприятия и фиксации звука в условиях двухканальных магнитофонов, создавалось впечатление, что для него нет никаких секретов и тайн”.

Музыканты “Оберманекена” не скрывают, что именно Радзиминский стал инициатором записи их первого альбома. Записав “для пристрелки” новую песню “Оберманекена” “стратосферные парни” ( спустя два года она вошла в альбом “Нега и роскошь”), он предложил группе отказаться от акустики и предоставил студию для ночной записи электрифицированной версии оберманекеновской программы.

Для полноценного разбеге группе не хватало двух условий- музыкантов и инструментов. Проблему надо было решать немедленно, и “Оберманекены” не мудрствуя лукаво, решил ее незамысловатым оккультным путем. вместе сос своим басистом Михаилом Мукасем ( сыном оператора фильма “Внимание, черепаха”) адепты спиритуальной магии начали набирать по городскому телефону произвольные комбинации цифр. Как гласит легенда, телефон передавался по кругу. Дозвонившись до абстрактного абонента, музыканты говорили одну и ту же фразу: “ Нам сказали, что у вас есть знакомый барабанщик, нам нужен его телефон”.

Как ни странно, вскоре очередной из звонков дал вполне конкретные результаты-“Оберманекен” получил координаты недостающего звена в собственной ритм-секции. А еще через час совершенно незнакомый барабанщик оказался в студии. Его звали Владимир Лозинский, по профессии он был кардиолог, а его родители лечили сердечные патологии у аборигенов одного из молодых африканских княжеств. Собственный комплект барабанов у него отсутствовал, зато имелся в наличии шикарный двухкассетный магнитофон, присланный заботливыми родителям. Поскольку в 87-году качественный двухкассетник относился к разряду дефицитный товаров, то к вечеру того же дня он был сверхвыгодно реализован, а на вырученные деньги приобретена ударная установка.

Мукасей продал свой мотоцикл и купил клавиши “Электроника”. Борис Раскольников привел на запись Юрия Орлова и Игоря Леня из “Коперника”, причем Лень тут же приволок в студию новейший синтезатор, купленный на средства Лаймы Вайкуле, в группе которой он в тот момент выступал. Таким образом прибалтийская поп-дива и врачи-кардиологи из жаркой Африки выступили в роли эзотерических спонсоров данной акции.

Запись альбома началась в мае 87-го года и продолжалась около полутора месяцев. Записывались через ночь, в пижонской кофейно-фруктовой атмосфере, за беседами о хрустальных сигаретах, чей невидимый бриллиантовый дым разрушает озоновый слой.

В процесс записи коммуникабельными “Оберманекенами” было вовлечено огромное количество сессионных музыкантов – одних только клавишников на ольбоме было пятеро. Помимо Анжея на пресловутом вайкулевском синтезаторе играли: Игорь Лень,(“Фиджи”, “Дай мне”), Леонид Кац (“Подземка”), некто Митя Шестакович и Дима Ковалев из группы “Колледж”. Ковалев солировал в композиции “Расслабься”, а также сделал ряд клавишных подкладок в других песнях – на первый взгляд незаметных, но давших воздух всему альбому. Леня Кац извлек из мукасеевской “Электроники” ( которая по традиции лишь сдавленно пиликала) саунд симфонического оркестра, вовавшегося потоком струнных звуков в интродукцию “Подземки”. В одной из композиций на барабанах сыграл Олег Бутман, который почти спустя десять лет принял участие в записи очередного нью-йоркскогоо альбома “Оберманекена” “Полшестого утра”.

Сама атмосфера сессии, казалось, порождала казусные ситуации. В одну из ночей в студии появился в студии появился известный авангардист Алексей Тегин и прямо с порога заявил: “Я не могу сейчас играть, потому что только что вышел из больницы после операции аппендицита”.После чего тут же вдул несколько аккордов на трубе в “Шанхае” – композиции, которая вместе со “Стратосферными парнями” позднее вршла в альбом “Нега и роскошь”.

Помимо трубы Тегина в записи “Прикосновения нервного меха” оказалось задействовано еще несколько экзотических для рок-ансамбля инструментов. Баритон из Гнесинки Сергей Лебедев ( его голос слышен в самом начале “Девочки-подростка”) играл на бамбуковых занавесках, приватизированных с чьей-то кухни. В припеве “Подземки” звучало виолончельное соло Маши Персик – в недалеком будующем прославившейся как “женщина-торт” на первой эротической выставке, организованной “Оберманекенами2 в театре Васильева. Анжей вспоминает, что то злополучное соло Маша разучивала вместе с Женей в самых темных уголках студии, Закончились эти уроки тем, что “Женщина-торт” стала законной супругой Калачева и спустя несколько лет родила ему сына Людвига.

Бесстрастная магнитофонная лента зафиксировала учащенное дыхание Калачева в песне “город в солнце”, основной вокал на которой спел Анжей. Первоначальное подобное чувственное дыхание воспроизводила одна из загадочных знакомых Раскольникова, Делала она это настолько натурально, что все находившиеся в студии мужчины, включая семейного Радзиминского, просто сходили с ума. В помещении гасли какие-то лампы, из щитов вышибало пробки. В В итоге “Оберманекенам” пришлось отказаться не только от подобных инъекций, но и от женского бэк-вокала в принципе. Они не без оснований решили, что для альбома это будет чересчур прямолинейный ход.

“Это не иллюстративная музыка”,- прокомментировали свое решение аристократы советского секса приютившимся в уголках студии претенденткам на роль местной Джейн Биркин.

Вообще говоря, при подобном вавилонском столпотворении музыкантов, актеров и просто знакомых “Оберманекенам” нужна была “Твердая рука”, которая взяла бы на себя ответственность за окончательные решения – по крайней мере, в музыкальном плане. Таким человеком оказался Борис Раскольников.

“Раскольников обладал необыкновенным качеством концептуального детектора, - вспоминают музыканты. – При всей своей достоевской сущности у него было уникальное чутье на стиль, современность и глубину материала. Малыми средствами он мог достигать значительных результатов. При нашей излишней эмоциональности Раскольников был крайне необходим, гася разгорающийся до небес пожар нашего творчества. Он стал нашим третьим глазом”.

Но основными действующими лицами во время записи “Прикосновения нервного меха” были все-таки Анжей и Женя. Анжей являлся лидер-гитаристом и автором всех текстов, в которых сумел создать атмосферу эротической Атлантиды и ирреальных космических полей. Герои его песен – “черные женщины, горящие, как нефть”, мечтательные девушки с острова Фиджи, “молодые мраморные гиганты”, которые “начинают атаку сердца и проникают в запретные сумерки спален”. Изысканные образы соответствовали выбранной теме: пепел упавших звезд, ночные проспекты, звездная пыль и т.д.

“Снег и тот же дождь/ Я пью в полутемном кафе горячий эспрессо”,- трепетно-тихо, с неожиданными паузами и продуманными акцентами пел Калачев. Его вкрадчивый сильвианоподобный вокал создавал на альбоме атмосферу туманности и словно являлся прообразом модной в 90-х годах амбиентной музыки. Во всем этом сквозила какая-то теплота, доверительность и интимность.

“Ту нежность безумно трудно повторить сегодня, - говорит Женя спустя десять лет.- Возможно, она является даром того возраста, времени и совершенно уникального затишья перед страшным взрывом.”.

После выхода “Прикосновения нервного меха” “Оберманекены” оказались в ситуации “Свой среди чужих, чужой среди своих”. Они не имели шумного успеха в театральной среде из-за явной приверженности к рок-эстетике, равно как не смогли влиться в рок-движение вследствие своей камерности. “Московские театральные штучки”, - пренебрежительно отзывались о творчестве “Оберманекенов” хмурые провинциальные рокеры, так ни разу и не прослушавшие альбом от начала до конца.

“Эта работа появилась чересчур рано и для многих явилась не просто эстетической диверсией, но и определенным вызовом существующей системе ценностей, - считает Анжей. – В опережающих временных особенностях этого альбома и состоит его уникальность.

Как писали впоследствии критики, под эти универсальные в своей вычурности песни можно было с успехом растлевать чужих детей и воспитывать собственных. Особенно остро подобные ощущения вызывают композиция “Девочка-подросток” (со стонущим саксофоном Орлова) и “Подземка” – одна из самых загадочных и закодированных песен, словно омываемая звуками океана, затем следует пауза, и в наступившей тишине возникает инструментальная кода – как своеобразный мостик к будующему альбому “Нега и роскошь/ Серебристая пыль кокаина/ Зимние бабочки спят в гербарии глаз/ Среди меха и перьев павлина/ На обнаженном теле любимой”.

Во все времена, когда звукорежиссеры государственных студий при слове “оргазм” наотрез отказывались продолжать работу, музыканты “Оберманекена” воспевали боль, которая является частью любви, и любовь, которая продолжается за счет боли…

 Ссылки:
obermaneken.narod.ru

 



главная пресса фото гостевая ссылки дискография пишите письма

Hosted by uCoz